Независимая оценка качества образования

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

В рамках реализации рекомендаций  парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Результаты оценки качества образования

Дополнительно

В МБДОУ «Детство» на 2024 - 2025 учебный год была проведена оценка уровня соответствия развивающей предметно-пространственной игровой среды требованиям ФОП ДО в  группах.

Цель мониторинга: выявить уровень реализации основной образовательной программы дошкольного образования дошкольными образовательными организациями в части выполнения требований ФОП ДО к развивающей предметно-пространственной среде групп ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда групп оценивалась в соответствии с критериями ФОП ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность, доступность, вариативность.

Работа воспитателей начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены информационные уголки для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется, соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.

Предметно - пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группах и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); в уголках активности размещены знаки, напоминающие об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом; педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

В группах размещены уголки физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группах и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно - пространственная среда групп содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр - инсценировок. Дидактические уголки - книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно - исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры - драматизации. Оснащение групп помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Образовательное пространство групп оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Все пространство предметно - развивающей среды групп безопасно, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группах педагоги организовали различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда групп является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно - развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой МБДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Магнитно – маркерная доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центры искусства и художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центров творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этих центрах дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центрах есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотеки представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотеки размещены рядом с центрами творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.

В центрах конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В уголках Ряженья имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Уголки природы расположены непосредственно у окна. Основное место занимает календарь природы, которые помогает знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры.

Уголки для экспериментирования, в которых есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки); картотека игр - экспериментов.

Игровые зоны позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центрах игровой зоны на полу находится ковёр - место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно - ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Организация предметно - развивающей среды в группах построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголоки, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Предметно-развивающая среда групп меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группах доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Вывод - рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда групп нашего учреждения соответствует требованиям ФОП ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной. Необходимо пополнить и обновить среду приобретением современного игрового оборудования, трансформируемой мебели, спортивного инвентаря, мягких модулей, которые позволят создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).

Принципы проведения оценки качества образования

Независимая оценка качества образовательной деятельности

Принципы проведения оценки качества образования

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Что вкладывают в понятие «качество образования» участники образовательных отношений

Участники образовательных отношений по-разному определяют «качество дошкольного образования»:

  • родители воспитанников соотносят его с развитием способностей и индивидуальности детей, уровнем их подготовленности к дальнейшему обучению в школе;
  • для воспитателей качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
  • для воспитанников качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива;
  • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.

Системный подход к качеству образования

С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект — это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Система качества образования в ДОО синтезируется из качества целей, условий, процесса, конечного результата.

Компетентностный подход к качеству образования

Компетентностный подход — одно из важных концептуальных положений обновления содержания дошкольного образования.

Он реализуется, если:

  • воспитатели моделируют жизненные ситуации, в ходе которых воспитанники осваивают разные виды деятельности (коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.), приобретают необходимый социальный опыт;
  • педагоги внедряют интерактивные образовательные технологии, которые требуют демонстрации уровней позитивного развития детей дошкольного возраста;
  • администрация ДОО обеспечивает общественно-государственное управление для реализации запросов потребителей образовательных услуг и ответственность детского сада за результаты деятельности;
  • администрация ДОО обеспечивает социальное партнерство;
  • администрация ДОО внедряет стимулирующие системы оплаты труда воспитателям за «точки прироста»;
  • администрация ДОО привлекает общественных экспертов для оценки качества деятельности ДОО;
  • администрация ДОО совершенствует управление с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.

Чтобы реализовать основную миссию ДОО — полноценное проживание ребенком всех периодов детства и подготовка его к жизни — необходимо принципиально изменить отношения ДОО с внешней средой. Такие отношения должны обеспечивать:

  • открытость ДОО;
  • ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения  (финансового, информационного
    и т. п.);
  • адекватность и своевременность реакции ДОО на изменения внешней среды.

Также администрация и педагоги должны уделять внимание качественным изменениям внутренней среды ДОО  (реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма воспитателей, организационной культуре ).

Качественные изменения внутренней среды ДОО обеспечивают:

  • адаптивность, комфортность и успешность воспитания и образования детей;
  • освоение педагогами продуктивных образовательных технологий;
  • оптимальное соотношение видов деятельности воспитанников, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности;
  • развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.

Кроме того, чтобы обеспечить качество образования, необходимо формировать и развивать социальные компетенции у воспитанников и профессиональные компетенции воспитателей.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie